Как научить первоклассника следить за порядком

Содержание статьи

Большинство родителей и учителей отмечают, что первоклассникам не хватает организованности и собранности: опоздали из-за того, что не нашли сумку для второй обуви, внезапно потеряли все ручки и не успели закончить задание в классе и много других моментов.

Отчасти такие ситуации связаны с тем, что еще не «дозрела» та часть головного мозга, что отвечает за организованность. Отчасти же причина в том, что ребенку сложно справиться с обрушившимся на него огромным количеством новых дел и правил.

Задача родителя - сделать переход из дошкольной жизни в новый мир школы менее стрессовым.

Найти и обезвредить

Начать стоит с проигрывания заведомо сложных ситуаций, чтобы понять, каких навыков ребенку не хватает, как нужно организовать среду, чтобы облегчить его основные задачи.
Например, вы знаете, что ваш ребенок – неторопливый мечтатель, который может легко заиграться в то время, как нужно одеваться и выходить на улицу. Побороть это поможет максимально подробный распорядок.

Распишите по пунктам, из чего состоят правильные утренние сборы: проснулись, убрали постель, пошли завтракать, потом завтрак и т.д.

Нужно понять, почему на одном из этих шагов возникает стопор. Например, вы выяснили, что ребенок слишком долго одевается. При ближайшем рассмотрении оказывается, что причина – вещи не на своих местах, если присмотреться еще ближе, то вещи не кладутся на свои места, потому что удобных и понятных ребенку мест у них нет.

Вроде есть шкаф, полки, но не адаптированные под рост ребенка. Повесьте дополнительные крючки, поставьте коробки, до которых дотянется ребенок - и проблема будет решена.

Внедрить правила порядка

Следующий по популярности проблемный момент – уборка в комнате. Если до школы с этим моментом вы более или менее справлялись, то с началом учебного года завалы в ящиках тумбочки, под кроватью и на полках шкафа становятся критичными.

Все дело в том, что у ребенка возрастает количество дел по сравнению с дошкольным периодом: помимо школы появляются домашние задания, кружки и секции. Времени на уборку меньше, а найти нужную вещь - сложнее.

  • В случае с уборкой алгоритм удивительно прост:
  • Освободите детскую комнату от лишних вещей (они всегда есть!), потому что организовать хаос невозможно.
  • Выделите оставшимся вещам место, понятное и удобное ребенку.
  • Зафиксируйте правила поддержания порядка.

На последнем пункте остановимся подробнее, потому что главное в этом подходе именно «поддержание», а не наведение порядка.

Избавьте ребенка от постоянных генеральных уборок в комнате (которые даже взрослому способны испортить настроение), внедрив вместо них систему микроуборок. Например, собрались обедать – убрали игрушки на место, собираетесь гулять – сначала наведите порядок на письменном столе, и т.д.

Кстати, причиной раздоров часто бывает несоответствие понятий «чистая комната» у ребенка и родителей. Чтобы избежать разногласий, договоритесь заранее, как именно должна выглядеть убранная комната: чистые горизонтальные поверхности, вещи находятся на своих местах, никаких залежей в ящиках и завалов под кроватью. Хороший способ – успеть сфотографировать идеально убранную комнату и использовать фото в качестве образца.

Развиваем навыки

Организованность – это не врожденное качество, а навык, который можно приобрести и усилить. Главное - не думать, что ребенок сможет развить этот навык самостоятельно. Вы создаете среду, смотрите, поправляете и, когда ребенок будет готов, отдаете какую-то сферу под его ответственность. В обратном порядке это не работает.

Например, многие родители жалуются на дикий беспорядок в школьных портфелях, когда поломанные карандаши соседствуют с огрызками яблок и тетрадками для домашних заданий.

Что можно сделать в этой ситуации?

Во-первых, посмотреть, насколько удобен портфель: есть ли разделители, дополнительные карманы, папки для тетрадей. Можно положить отдельный пластиковый стаканчик, куда ребенок может спокойно положить остатки бутерброда и не бояться что-то испачкать. Первоклассники часто не успевают перекусить и проблема, куда девать открытую упаковку, для них актуальна.

Второй момент – учить ребенка сразу складывать вещи аккуратно. Для отработки навыка подойдут сборы сумки на спорт, на прогулку, в дорогу. Чем больше у ребенка опыта осознанной организации своих вещей, тем проще ему будет в школе (и вообще в жизни – тоже)